ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Развитие бизнеса соприкасается с поиском новых идей и возможностей. Одним из вариантов развития для компании является ценовое лидерство. Что именно означает этот термин, кому он подходит, а для кого лучше выбрать другие модели поведения на рынке? Попробуем разобраться с этими вопросами в нашей статье.
Ценовое лидерство подразумевает существование лидера на рынке. Этим лидером является доминирующая компания в отрасли. Что делает ее доминирующей? Прежде всего - это способность успешно устанавливать свои цены и координировать их для других. Такая стратегия позволяет осуществлять продажи более эффективно, чем конкуренты.
Обычно ценовое лидерство характерно для компаний, которые имеют однородные товары. Поэтому клиенты не видят отличий в характеристиках и выбирают самую низкую цену. Такая модель зачастую наблюдается на рынке, где конкуренция меньше.
Например, крупный производитель велосипедов может установить цену на уровне 500 долларов, а другие производители, имеющие аналогичное качество, снизят цену, чтобы оставаться привлекательными для покупателей. Таким образом, другие производители реагируют на цены, установленные ценовым лидером, крупным производителем.
Ценовое лидерство имеет свои преимущества и некоторые проблемы. Далее мы рассмотрим их детально.
Преимущества ценового лидерства
Ценовое лидерство может быть эффективной стратегией при работе с конкурентами в вашей отрасли. Ключевое преимущество ценового лидерства заключается в том, что компания может устанавливать высокие цены, заполучив при этом поддержку со стороны конкурентов. Это позволит компании получать высокую прибыль. Если другие фирмы решат последовать ее примеру, ценовая конкуренция в отрасли будет подавлена, что позволит получить значительные доходы всем участвующим конкурентам.
Компания может реинвестировать эту прибыль, чтобы добавить больше функций или улучшить качество продуктов. Это позволяет повысить ценность для клиентов в долгосрочной перспективе.
Если ценовые лидеры способны успешно контролировать и удерживать уровень цен на товары или услуги, то другим конкурентам становится трудно выйти на рынок с желанием снизить цены. Возможность заполучить клиентов лидера с помощью сравнимого продукта или услуги появляется редко. При низких ценах размер прибыли слишком низок. А при высоких - ценностное предложение, предлагаемое новым конкурентом, часто оказывается слишком низким.
Развитие ценового лидерства способно создать прочную систему взаимосвязи в одной из отраслей. Компании могут выбрать путь создания благоприятной среды для дальнейшего роста всех компаний вместо того, чтобы препятствовать друг другу.
Недостатки ценового лидерства
Ценовое лидерство является частью маркетинговой стратегии. Хотя это является эффективным для завоевания доли рынка, а также для привлечения внимания клиентов, его сложно успешно развить. Руководству компании приходится постоянно работать, чтобы удержать свою власть на рынке.
Ценовой лидер не может заставить своих конкурентов следовать за ним. Принятие решения о повышении цен может привести к тому, что ценовой лидер потеряет долю своего рынка, поскольку клиенты могут приобрести товар по более выгодным ценам, установленными другими компаниями. Кроме того, если лидер рынка выбирает более высокую цену, а его конкуренты следуют за ней, это вызывает неудовлетворенность клиентов. В итоге предприятия могут понести значительные убытки.
Компании должны следить за тенденциями на рынке, изменением спроса при рассмотрении вопроса о реинвестировании в свое производство. Это позволит продолжать получать необходимую им прибыль. Если компания может прогнозировать изменения на рынке и своих собственных производственных затратах, она может избежать увеличения своих расходов до того, как спрос снизится или другая компания начнет ценовую войну.
Быть ценовым лидером — это отличная перспектива, но в отрасли может быть только один ценовой лидер, поэтому такой вариант доступен лишь немногим компаниям. Вместо этого большинству приходится искать рыночную нишу, которую они смогут защитить за счет соответствующей дифференциации продукции или высокого качества обслуживания.